Почему закрыли блинную

Для тех, кто искренне сожалеет о закрытии «блинного» бизнеса на «Столбах» и для тех, кто возмущен, что с ним не посчитались, когда решали, на что потратить налоги, и даже для тех, кто пользуется непростой ситуацией, чтобы «покачать» права (поприкалываться одним словом). Еще раз, и более развернуто, доводим до сведения обеспокоенной общественности позицию заповедника. С сожалением, так как не хотели полоскать подробности.

Но сначала, вспомним кто забыл (поверим, кто не видел), как выглядели «Столбы» в недалеком прошлом: убогие, полуразвалившиеся дома, обшарпанные стенды, перекосившиеся навесы, полусгнившие скамьи, хамоватые торговцы в ларьках с их пивом, «сияющие» мусором тропы, прогнившие вонючие контейнеры, торчащие из кучи все того же мусора, туалеты… да что там – сортиры, от которых не только разило но и… текло, и наконец – машины, забивающие двухкилометровый участок от «Турбазы» до Лалетино.

Согласитесь, что все мы, приходящие на «Столбы» в гости к Природе, заслуживаем, чтобы наше пребывание на территории заповедника было достаточно комфортным, безопасным и информативным. Да и сами «Столбы» заслуживают того, чтобы выглядеть достойно, а не вызывать сочувствующее понимание, как это было многие годы.

При этом администрация заповедника не планировала и не планирует устройства на «Столбах» саун, гостиниц, ресторанов, баров, аттракционов и тому подобных популярных у части населения и прибыльных для владельцев объектов. «Столбы» должны оставаться территорией, на которую люди стремятся для удовлетворения потребностей в лазании, любовании и общении (три основы столбизма).

В соответствии с профинансированной на федеральном уровне Программой на Перевале был построен Сервисный центр, основной задачей которого должно стать комплексное обслуживание посетителей по следующим направлениям (прежде всего уставным для заповедника как организации) и услугам:

1. Экологическое просвещение
2. Информационная поддержка
4. Пункт быстрого питания
5. Камера хранения
6. Пункт проката
7. Теплый туалет
8. Возможность переодеться (согреться)

Строительство и деятельность кафе с полноценной кухней на «Столбах» не предусматривалось изначально. Все эти условия были доведены и приняты Стасом Катанаевым, которому, как успешному арендатору трех торговых павильонов на «Столбах», была поручена организация работы Сервисного центра.

В результате:

Экологическое просвещение

Предусматривалось не только и не столько в виде агитации и пропаганды. Главное направление было в проведении различного рода мероприятий, живой работе со школьниками, студентами, участниками различных семинаров и практик, приезжающих на «Столбы». Для того чтобы реализовать это направление не в ущерб другим задачам, заповедником была построена вторая очередь Сервисного центра. Но, несмотря на это, сотрудники «Столбов» сразу стали испытывать определенные трудности в использовании своего же помещения. Причины разные: выходной у Катанаева (как вариант: слишком рано или слишком поздно), некому помыть полы после мероприятия, проведение арендатором в ставшем вдруг банкетном зале «собственных мероприятий».

Информационная поддержка
Информационный киоск заповедника (компьютеризированная стойка с интерактивной информацией о «Столбах») после недолгого стояния в углу был задвинут Стасом в кладовку, так как мешал размещению холодильного шкафа с мороженым.

Пункт быстрого питания
Единственная реализованная в полной мере услуга. Даже в более чем полной мере. Возможно, что из самых благих намерений Катанаев из формата «чай плюс разогрев заранее приготовленной выпечки» (что предусматривалось с самого начала по образцу работы его же киосков) стал, не согласовав с владельцем, организовывать полноценное кафе. При этом игнорировал замечание администрации о возникающих при таком уровне бизнеса юридических обстоятельств. Дело в том, что кафе как таковое – это не только место, где можно уютно перекусить, но и определенный уровень организации общепита, который предусматривает особые требования к организаторам. Санитарным, прежде всего. Отсюда неизбежные проблемы при проверках всевозможных надзорных органов. Кроме того, проектное решение помещения сервисного центра не предусматривало кухни как таковой. Ответственность же за возможные последствия оставалась за владельцем сооружения (то есть заповедником). Более того формат кафе оказался несовместим с прочими задачами сервис-центра, вернее они стали неудобными для «владельца» кафе.

Камера хранения, пункт проката. Обогрев посетителей
Не реализовались как таковые, так как под торговым оборудованием исчезли возможные места для устройства ячеек хранения. Очевидно и то, что реализация данной услуги требует наличие свободного персонала, не занятого приготовлением пищи. Да и с возможностью согреться, переодеться у многих возникали проблемы из-за банального отсутствия места в помещении. Вспомним очередь из ожидающих приготовления блинов.

Теплый туалет
Был оборудован заповедником по всем санитарным нормам (что весьма дорого) и предназначался для всеобщего пользования. Изначально платного, но администрация заповедника в данный момент решает вопрос о содержании объекта за счет городского бюджета. Так и не был введен в эксплуатацию.

Выводы:
Многие из этих «подробностей» сами по себе ничтожны и при определенной настойчивости администрации заповедника могли быть исправлены (еще год или два…?). Какие-то «недоразумения» вряд ли могли бы быть устранены в силу субъективных обстоятельств арендатора. Но именно из-за них, сложившихся в одну большую проблему несоответствия изначально установленных задач Сервисного центра и того что из этого получилось, заповеднику пришлось отказаться от услуг Катанаева по организации работы сервис-центра.

И самое главное, в этом помещении из-за его конструктивных особенностей и юридических тонкостей недопустимо размещение полноценного кафе.

Что будет? Все, что было и раньше – возможность согреться и переодеться, попить чаю и перекусить выпечкой. Купить бутылку минералки и шоколадку. Но появится возможность воспользоваться цивилизованным туалетом, оставить вещи, чтобы не бросать их на произвол судьбы под покоряемой скалой, взять напрокат дождевик, «хобу», рюкзачок, электронного гида. И только от свежих блинов придется отказаться.

Коллектив заповедника «Столбы».

23 августа 2013
По всем вопросам вы можете звонить и писать в дирекцию нацпарка.
660006, Россия, Красноярск, ул. Карьерная, 26а
Ассоциация заповедников и национальных парков Алтай-Саянского экорегиона
Росзаповедцентр РФ