Образовательная экспедиция: день третий, Дивный город Дивногорск

Дивногорск: смотровая площадка, музей В.П.Астафьева, ГЭС

Снова ранний подъем, завтрак, посадка в автобус, недолгая дорога, и вот он, величавый Енисей в утренней дымке. Ни в сказке сказать, ни пером описать, тем более после такого сказителя и писателя, как Виктор Петрович Астафьев, который любил любоваться этим замечательным видом, неоднократно писал о нем и о своих чувствах. На подходах к смотровой площадке нас встретили хозяева этих мест – начальник отдела физкультуры, спорта и молодежной политики администрации г. Дивногорска А.В. Кузьмин и директор городского молодежного центра «Дивный» Г.Л. Юшкова.

В память о Викторе Петровиче на смотровой площадке установлена скульптура знаменитой Царь-рыбы, давшей название одному из романов В.П. Астафьева. Как писатель он был настоящим трудягой, рабочим пера, как человек – отличался суровым и независимым нравом, не боялся высказывать свое мнение, не заботясь о последствиях. Обо всем этом ребята услышали в библиотеке-музее, куда экспедиция завернула по дороге в Дивногорск. Это уникальное культурное заведение совмещает черты библиотеки с ее привычными каталожными ящиками и читальными залами с музейной бережностью по отношению к рабочему кабинету писателя, его вещам и главное – памяти о нем и его делах.

В библиотеке экспедицию приветствовала начальник отдела культуры городской администрации Е.В. Шошина, а сотрудники музея ознакомили с биографией В.П. Астафьева.
После того, как ребятам показали небольшой фильм о жизни и принципах писателя, они получили литературное задание. Нужно было внимательно прочесть небольшую выдержку из произведения В.П. Астафьева «Последний поклон» и выбрать оттуда необычные слова.

Этим обычно начинается игровая образовательная сессия – один из авторских инструментов, используемых в Программе ШНП для того, чтобы привить ребятам вкус к глубинному чтению. Эту методику, разработанную в московской гимназии № 1811, успешно переняла базовая школа Программы, а затем с согласия авторов методика была записана на диск и предложена региональным школам на одном из семинаров ШНП. Педагоги дивногорской школы № 5 опробовали ее и поняли, что в ней заключено очень много возможностей не только привить детям вкус к глубинному чтению и пониманию текстов, но и постепенно приучить их к самостоятельному исследованию и самостоятельному рассуждению. Участники экспедиции, собранные из разных школ Иркутской области, прекрасно подтвердили эти предположения на практике, когда с интересом выполняли задание, заражая своим задором опытных педагогов, среди которых кстати, была опытнейшая учительница физики (!) Л.А. Медведева.

Руководство экспедиции ждали в администрации города, где их принимала заместитель главы г. Дивногорска М.Г. Кузнецова, педагоги и администрация школ №№ 5 и 10. Дивногорские педагоги вспомнили всю историю сотрудничества с Программой ШНП, с удовлетворением отмечая эффективность предлагаемых Программой технологий. Московские гости поделились планами в области внедрения новой авторской программы по курсу «Окружающий мир» для начальной школы, а также последними новостями из мира дистанционного обучения. Всем этим они готовы поделиться с коллегами и видят хорошие возможности для развития сотрудничества.

Все участники встречи договорились продолжить совместную работу по Программе ШНП и проекту ШИК, к которому вполне реально может подключиться и гидротехникум. Одна из сильных сторон Программы ШНП – развитие школьных коллективов и сотрудничества между школами, поэтому очень интересно будет развивать это сотрудничество между школами Красноярска и Дивногорска – возможно, на базе заповедника «Столбы» как центра научно-просветительской деятельности и хорошего места для совмещения полноценного отдыха школьников с исследованиями и творчеством. Главное условие развития – люди, неравнодушные и увлеченные.

Именно таких людей участники экспедиции встретили на Красноярской ГЭС, куда они прибыли, чтобы продолжить исследования промышленных объектов. Здесь очень помогли сотрудники ГЭС, которые организовали экскурсию, и педагоги дивногорских школ, которые подготовили «производственный» квест. Ребятам даже предложили провести несколько вполне реальных химических экспериментов по измерению чистоты воды, которую выбрасывают турбины ГЭС. Оказалось, что чистота енисейской воды после прохождения ГЭС вполне приемлема.

Экспедиции повезло с экскурсией: ребята увидели огромный ротор генератора электроэнергии массой 960 тонн, который в процессе реконструкции два больших крана мощностью по 500 тонн каждый должны установить в отверстие статора с очень высокой точностью зазора. Вообще оказалось, что ГЭС уже несколько лет находится в процессе постоянной реконструкции – один за другим заменяются рабочие гидроагрегаты, срок службы которых уже приближается к 50 годам.
Новые агреграты нужно оснастить новыми системами управления, и эта большая и интересная работа проводится практически постоянно – каждый знает, как быстро развивается микроэлектроника, управляющая технологическими процессами. Одно слово звучало очень часто во время экскурсии – ответственность. Энергетики Сибири, как никто другой, знают ей цену, а ребята на себе почувствовали, что значит внезапное отключение электроэнергии в нашем далеко не самом ласковом климате…
В заключение ребят угостила обедом столовая ГЭС (после чего многие окончательно решили, что работать на ней было бы совсем неплохо), и автобусы двинулись в обратный путь.

Научные исследования в заповеднике

В заповеднике после краткого отдыха ребят ждал еще один практический урок конкретной экологии. Ребята поднялись к Первому Столбу по специальной деревянной лестнице, которая поднята на винтовых сваях на высоту более полуметра над протоптанной за десятилетия пешеходной тропой. Тропа, которая обнажает корни деревьев и грозит стать дорогой мертвых деревьев, сейчас отдыхает под защитой своего деревянного двойника, и кое-где ребята уже увидели первые скромные пучки новой травы, которой нелегко расти в тенистом лесу.

Ребята под руководством сотрудников научного отдела заповедника провели небольшую исследовательскую работу. Посчитали при помощи рамки Раменского проективное покрытие травяного и мохового покровов, сравнили прирост у деревьев сосны на нарушенных и ненарушенных участках. Такая работа наглядно показала ребятам насколько быстро реагирует экосистема на массовое присутствие человека, когда в короткий срок сокращается видовое разнообразие растительного покрова, значительно снижается не только количество растений на тропах, но даже прирост вековых деревьев.

Содержание такого заповедника, как Столбы, который находится фактически в черте большого города – каждодневный труд, забота о природе, о ее будущем, и конечно, о людях, которые будут сюда приходить, чтобы прикоснуться к живой природе, увидеть ее краски, вдохнуть ее запахи, услышать ее звуки. Вместо глухих запретов – деликатное, но убедительное напоминание о том, что можно пользоваться возможностями природы рачительно и бережно. Очень наглядное воплощение чувства хозяина – построить деревянный помост, удобный и прочный, и предложить гостям пользоваться этим удобством, чтобы не вытаптывать хрупкий лесной подшерсток.

Думается, что этот урок ребята примут и запомнят надолго.  

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

19 сентября 2013
По всем вопросам вы можете звонить и писать в дирекцию нацпарка.
660006, Россия, Красноярск, ул. Карьерная, 26а
Ассоциация заповедников и национальных парков Алтай-Саянского экорегиона
Росзаповедцентр РФ